logotype

Телепортация

Примеры телепортации

Телепортация — процесс создания информации о внутренней структуре и свойствах материального объекта, находящегося в одной точке пространства, передачи такой информации и воссоздания за очень короткий промежуток времени (канонически — мгновенно) в другой точке пространства материального объекта с внутренней структурой и свойствами, идентичными первому, — при этом объект в первой точке в ходе передачи информации исчезает, а материал тела или вещества используется, как носитель информации, из которого потом и воссоздаётся тело или вещество, идентичное прежнему. В фантастическихпроизведениях — мгновенное перемещение материального объекта из одной точки пространства в другую.

В 2004 году удалось телепортировать квантовые состояния одиночных элементарных частиц (квантовая телепортация).

Часто встречается в фантастических романах. Иногда этот процесс описывается как одно из скрытых умений разума.

Используемые слова-заменители: джантация, трансгрессия, нуль-транспортировка, гиперскачок, гиперпрыжок.

По признаку быстродействия телепортацию можно подразделить на мгновенную и немгновенную. По способу физической реализации телепортация делится на квантовую и дырочную. По одновременности перемещения частей объекта телепортация делится на последовательную и объемную

Последовательная телепортация

Способ телепортации, основанный на передаче информации о внутренней структуре и состоянии транспортируемого предмета по некоторому каналу связи, например, по телеграфу, с одновременным (причём необязательным) его разрушением на стороне передатчика и воссоздании на стороне приёмника, порождает целый клубок проблем:

  • Необходимый уровень детализации информации для транспортировки неодушевлённого предмета. Достаточно ли для этого описания предмета на атомарном уровне? Какая для этого требуется полоса пропускания канала связи и сколь велики энергетические затраты? Даже самых поверхностных познаний в области физики достаточно, чтобы оценить сложность реализации этой инженерной задачи. Передача таких больших обьёмов информации неизбежно сопровождается ошибками. С точки зрения термодинамики этот способ практически нереализуем. Впрочем, уже существуют своеобразные принтеры для «печати» твёрдых предметов из быстротвердеющих сортов пластмассы по шаблонам, хранящимся в памяти компьютера.
  • Необходимый уровень детализации информации для транспортировки живых существ, в частности людей. Очевидно, что в данном случае проблемы ещё усугубляются. До тех пор, пока не дано ясного однозначного определения что же такое на самом деле жизнь, и что такое разум и сознание, невозможно даже определить требуемый уровень детализации. Но даже если оставаться на атомарном уровне, очевидно, что недостаточно сведений о пространственной конфигурации и статических связях между атомами в молекулах, необходимо как минимум восстановить импульсы всех атомов, молекул и свободных электронов, что уже само по себе наталкивается на серьёзные трудности квантово-механической природы. Также, процесс телепортации при данном способе должен быть достаточно быстрым — чтобы живой организм или действующий механизм не пострадал от неодновременности перемещения своих частей, скорость «развёртки» должна быть не ниже скорости звука в жидкости или твёрдом теле, в зависимости от природы перемещаемого тела.
  • При этом способе возникают и вопросы этического, философского и теологического характера — ведь разрушение тела в пункте отправки может быть расценено как убийство, а воссоздание его в другом — как воскрешение. Как отреагирует на такое путешествие душа человека? Насколько такое воскрешение является полным? Возникает ли только копия сознания человека? Эти вопросы пока остаются без ответа.

Объёмная телепортация

Несколько проще дела обстоят с обьёмной телепортацией. Было придумано много способов её реализации, большинство из которых сводятся к одной из простых идей: осуществление «прокола» пространства-времени с передачей материи через разновидность «кротовой норы», либо достаточно быстрый перенос тела через пространство с бо?льшей размерностью (гиперпространство), в частности, с промежуточной свёрткой материи в «волновые пакеты». Во многих случаях для её осуществления требуются чёрные дыры.

  • Эта разновидность телепортации выглядит достаточно наукообразно и, в целом, не противоречит общей теории относительности. Действительно, с одной стороны, общая теория относительности не запрещает существования и даже искусственного создания таких аномалий, как кротовые норы, червоточины, но с другой стороны, она накладывает на них существенные ограничения — червоточины нестабильны, для их стабилизации требуются поля с отрицательной плотностью энергии, современной науке пока не известные.
  • Есть, однако, одно серьёзное препятствие, большинством авторов благополучно игнорируемое: телепортация, как правило, происходит быстрее света или мгновенно, то есть, предполагает сверхсветовое перемещение по пространственно-подобной траектории или разрыв мировой линии перемещаемого объекта (в некоторых произведениях авторы делают телепортацию универсальным транспортом, позволяющим свободно перемещаться даже во времени), что входит в конфликт с теорией относительности, поскольку это может привести к нарушению причинно-следственных связей. Кроме того, теория относительности делает неопределённым само понятие одновременности, в каждой системе отсчёта время идёт по своему. Как в таком случае соотносятся времена исчезновения телепортируемого объекта в одном месте и появления его в другом? В научно-фантастических произведениях этот вопрос, как правило, обходится стороной, молчаливо предполагается существование некой выделенной системы координат, для которой понятие одновременности имеет вполне конкретный, согласующийся с представлениями Ньютоновской механики, смысл.
  • Ещё одной проблемой обьёмной телепортации считается гипотетическая возможность случайного или преднамеренного совмещения перемещаемой материи с материей в пункте назначения. Возможных исходов в таком случае может быть два: либо произойдёт взрыв (это, впрочем, маловероятно, поскольку материя фактически состоит из пустоты — расстояния между ядрами атомов, электронами и между самими атомами на порядки больше самих частиц), либо атомы просто смешаются. В любом случае результат считается необратимым (см. фильм «Муха»).
  • Существует концепция объёмной телепортации, обходящая последнюю проблему, согласно ей при объёмной телепортации происходит обмен эквивалентными по объёму и конфигурации областями пространства. При такой телепортации любой твёрдый объект, перемещающийся в рамках большего своих размеров объёма, останется неповрежденным — однако телепортировавшись куда-то, где находится твёрдое тело, превыщающее размерами перемещаемый объём, он «выест» из него кусок, который переместится туда, где располагался первый объект. В фантастическом рассказе Евгений и Любови Лукиных Монумент герой рассказа, внезапно получивший способность к телепортации, использовал это свойство объёмной телепортации, чтобы создавать свои статуи из различных горных пород, телепортируясь внутрь залежей породы и создавая тем самым точную копию из данной породы на месте, где он находился до телепортации.

Совмещение пространства

Совмещение пространства — наиболее изящный, интуитивно понятный, вид телепортации. Внешне — просто двери, врата или иное арочное сооружение, «просто» ведущее в другое место. Этот тип порталов также вступает в противоречие с теорией относительности.

  • Совмещаемые пространства находятся в разных системах отсчёта. Первое, самое очевидное, это необходимо обеспечить мгновенное и непрерывное преобразование 4-векторов энергии-импульса всех пересекающих поверхность портала частиц, ведь при одной и той же скорости тела относительно поверхности портала, по разные его стороны телу будут соответствовать разные импульсы в любой произвольной системе отсчёта. Этот аспект авторами обычно оставляется за кадром, считается, что это неотъемлемое свойство портала.
  • Атмосферные условия по разные стороны портала, как правило, тоже разные. Заботу о предотвращении перетоков воздуха из-за разницы давлений авторы также обычно оставляют на совести оборудования портала или свойств области совмещённого пространства.
  • Проблема одновременности для порталов этого типа стоит ещё острее, чем для объёмной телепортации. Когда пространства, относящиеся к двум разным системам отсчёта, совмещаются друг с другом на длительный период, в режиме «реального времени», то по каким часам при этом идёт время по обе стороны портала? Как влияют на работу портала и на видимое через его поверхность изображение релятивистские эффекты, такие, как Лоренцево сокращение длин и замедление времени при субсветовой скорости одной из сторон? Гравитационный потенциал? Величина равномерного ускорения? — Специальная теория относительности относит подобные вопросы к разряду бессмысленных, поскольку сама основывается на постулате о предельности скорости света в вакууме и, соответственно, невозможности мгновенного распространения информации. Гипотетическое введение таких сигналов (неизбежное, в предположении о возможности телепортации), существенно видоизменяет специальную теорию относительности(?), низводя её предсказания до простых метрологических парадоксов и заново вводя понятие одновременности.

Телепортация в фантастических произведениях

Телепортация — не только весьма эффектный изобразительный приём, но и достаточно яркий архетип, желанное для многих людей изобретение, в наиболее полной форме выражающее давнюю мечту человека о покорении пространства. Однако с возможными реализациями этого изобретения связано множество самых разных проблем: этических, психологических, научных и т. д.

С точки зрения серьёзной, твёрдой научной фантастики, недостаточно дать чисто художественное, поверхностное описание этого явления. Авторы научно-фантастических произведений рассмотрели многие из сопутствующих проблем и даже смогли дать возможные варианты решения некоторых из них, тем не менее, многие вопросы остаются открытыми.

Порталы

Устройства, осуществляющие мгновенную телепортацию, принято называть Порталами. Порталы в фантастических произведениях и компьютерных играх встречаются двух видов: объёмные, осуществляющие мгновенную передачу материи, находящейся в некотором замкнутом объёме, и плоские, осуществляющие совмещение двух пространств в виде общей для них, чаще всего, плоской поверхности.

Магическая телепортация

Принципы действия магической телепортации выходят из рамок твёрдой научной фантастики, относясь, как правило, к жанру фэнтези. Во многих произведениях этого жанра описывается мгновенное перемещение персонажей из одного места в другое, однако, сам термин «телепортация» при этом заменяется на более подходящее к фэнтезийному жанру название.

В некоторых русских переводах произведений Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере телепортация называется трансгрессией (термин, впервые употреблённый в подобном смысле в сказочной повести «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких), но только совершеннолетние маги получают разрешение на неё. Для того, чтобы трансгрессировать, нужно чётко представить себе место, куда хочешь трансгрессировать, и повернуться вокруг себя. При этом важно помнить о трёх «Н»: Нацеленность, Настойчивость, Неспешность. Если трансгрессирующий маг проявит недостаточную Настойчивость, то возможен так называемый «расщеп» — неполная трансгрессия, при которой часть тела мага остаётся на месте, а часть — трансгрессирует.

© 2023 Ynikym.ru

top