logotype

Телепортация

Примеры использования телепортации в художественной литературе

  • В рассказе Стивена Кинга «Долгий джонт» осуществлялась телепортация через обычную рамку с током. При этом имели место физиологические трудности с телепортированием мыслящих существ. Решением проблемы являлась телепортация во время сна.
  • В романе-дилогии Сергея Лукьяненко «Звезды — холодные игрушки»/«Звёздная Тень» вид телепортации под названием «джамп» (гиперскачок) осуществляется при помощи особого механизма, взаимодействующего с человеческим организмом. У джампа есть три значимых неудобства: вместе с телепортируемым объектом переносится кусок пространства, и в месте переноса образуется вакуум; джамп осуществляется всегда на одно и то же расстояние, двенадцать с лишним световых лет; почти все разумные существа, кроме человека, сходят с ума, перенеся джамп, электронное оборудование корабля портится и требует восстановления после каждого прыжка. В романе кратко описаны и другие виды гиперскачков, например «Врата» Тени, систему порталов. В других произведениях Лукьяненко описываются и другие схемы межпланетного сообщения, также основанные на телепортации: система Храмов («Принцесса стоит смерти»/«Планета, которой нет») и станции Ключников («Спектр»); в обоих случаях транспортная система представляет собой сеть станций, заранее построенных на планетах, позволяющая перемещаться только между этими станциями.
  • В романе Роберта Хайнлайна «Гражданин галактики» описывается «гиперпрыжок» на космическом корабле, при котором мощный электромагнитный импульс должен подаваться в момент прохождения кораблём определённой узловой точки космического пространства с определённой скоростью. В случае ошибки корабль мог попасть не в ту точку Вселенной или вовсе быть выкинутым за пределы трёхмерного пространства, что сопровождалось гибелью всех пассажиров (точнее — пропажей без вести, поскольку никто не знал, что именно происходит с живой материей при перемещении за пределы трехмерной Вселенной). В другом произведении Хайнлайна, «Туннель в небе», описывается совмещение пространств с помощью т. н. «выходов» — порталов, причем ставить выходы можно даже на отдаленные планеты с помощью гиперпространственного луча. Поскольку этот вид связи не очень надежен, люди, доставленные на далекую планету, иногда вынуждены были годами ждать повторной возможности связаться с Землей и открыть «выход».
  • В произведении Альфреда Бестера «Тигр! Тигр!» описывается «джантация» — телепортация усилием воли, получившая своё название по имени случайного первооткрывателя — ученого Чарльза Форта Джанте, под влиянием стресса телепортировавшегося из опасного места во время пожара на космической станции. По Бестеру обучение телепортации жителей Земли началось с жестоких экспериментов. Сначала добровольцев обучал лично Джанте, пытаясь описать, как именно он сумел переместиться в пространстве усилием воли. Затем человека помещали в замкнутое пространство, где ему грозила неминуемая смерть (например, прочный стеклянный сосуд, наполнявшийся водой), так, что у испытуемого не было никакого выхода, кроме джантации. При такой методике 80 процентов испытуемых погибло, но 20 процентов все-таки спаслись путём джантирования — именно они впоследствии и обучили телепортации остальных жителей Земли. Защитой от такой телепортации были сложные системы лабиринтов не позволявшие представить себе точку телепортации. Главный герой романа обладал неограниченной «джантацией» в том числе во времени.
  • В рассказе "Монумент" Любовь и Евгений Лукины описывают обывателя-провинциала, внезапно получившего дар объёмной телепортации. Герой рассказа использовал этот дар исключительно для массового производства собственных статуй из различных материалов (путём телепортации внутрь залежей мрамора, например).
  • Братья Стругацкие описывают в мире будущего («Парень из преисподней») систему т. н. «нуль-кабин», осуществляющих «нуль-транспортировку». Человек входит в кабину, напоминающую телефонную будку, набирает на пульте номер кабины, в которую желает попасть, и мгновенно оказывается в ней, за тысячи километров от первоначальной. Целевая кабина при этом может располагаться даже на Луне.
  • В произведениях Кира Булычёва об Алисе и России конца 21 века телепортация в пределах Москвы осуществляется с помощью непрерывной нуль-транспортировки. На каждом таком «автобусе» написан маршрут, например «Проспект Мира — Космозоо». В книге Сто лет тому вперёд (1976) и фильме Гостья из будущего космические пираты преследуют миелофон через эти «автобусы».
  • Ларри Найвен в произведении «Мир-кольцо» описывает «трансферные диски» на планете Кукольников. Диски установлены на перекрестках, по четыре штуки на каждом, и, встав на диск соответствующего направления, человек переносился на квартал дальше, к следующему перекрестку (кварталы в городах кукольников могли достигать десятков километров в длину). Пройдя несколько метров до следующего диска, человек мог встать на него и перенестись ещё дальше — и, таким образом, пересечь целый континент за несколько часов.
  • В цикле произведений Филипа Хосе Фармера широко используются «врата», выполненные в виде колец, пройдя через которые человек оказывается в другой точке пространства. Врата бывают двусторонними или односторонними, некоторые из них могут являться ловушками, беспрепятственно пропуская неживые объекты, но умерщвляя живую материю; или же, например, нормально срабатывать один раз из двух.
  • В цикле произведений Энн Маккефри про планету Перн описываются драконы — полуразумные животные, способные в ментальном контакте со всадником-человеком осуществлять прыжки через пространство и даже время. Всаднику, находящемуся в телепатическом контакте с драконом, достаточно просто отчетливо представить себе то место, куда он желает попасть, после чего дракон ныряет в «промежуток» — гиперпространство, длительность нахождения в котором зависит от расстояния в пространстве и времени до точки назначения и колеблется от долей секунд до нескольких десятков секунд. Поскольку «промежуток» описывается как нечто, где нет ни света, ни воздуха, но при этом страшно холодно, продолжительность прыжка дольше нескольких десятков секунд невозможна из-за угрозы гибели дракона и всадника.
  • В произведениях Роджера Желязны из цикла «Хроники Эмбера» члены королевской семьи пользуются магическими игральными картами с изображениями друг друга, при этом карты позволяют как телепатически обратиться к изображенному на них человеку, так и переместиться к нему, если он выразит свое согласие. После установки контакта перемещение возможно и в обратную сторону, но установить контакт может только тот, у кого в руках есть карта с нужным ему человеком.
  • В классическом рассказе Роберта Шекли Заяц девушка силой мысли телепортируется на Марс, подслушав с Земли разговор своего брата-"зайца" с представителем администрации на марсианском космодроме.
  • В классической повести Джеймса Ганна Где бы ты ни был американская сельская девушка, получив мысленное согласие мужчины взять её замуж, телепортируется ему на руки.
  • Во множестве произведений различных фантастов (Стругацкие, Гаррисон, Лукьяненко и др.) описывается система межпланетной транспортировочной связи, при которой сначала на удаленную планету космическим кораблем доставляется устройство телепортации (что может занимать десятки и сотни лет), а уже потом связь с этой планетой через устройство телепортации осуществляется мгновенно.
  • В пьесе Станислава Лема "Путешествие профессора Тарантоги" телепортация при помощи технического устройства (странствователя) играет немаловажную роль - герои успевают за один день пообщаться с представителями пяти инопланетных цивилизаций
  • Писатель-философ Карлос Кастанеда (описывающий эксперименты из магических техник мексиканских индейцев) неоднократно упоминает в своих произведениях примеры и технику мгновенного физического перемещения, как своего, так и чужого — на расстояния от нескольких метров до тысяч километров.
  • Наряду с произведениями в жанре научной фантастики, телепортация может быть неявно описана также в произведениях других жанров. Чаще всего ее проявления относят к действиям нечистой силы. Так, в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита описана принудительная телепортация Воландом директора варьете Степана Лиходеева из Москвы в Ялту.

Телепортация в кино

В фильме Star Trek Enterprise транспортировка людей между кораблями осуществляется через устройства телепортации. В одном из эпизодов показан случай, когда из-за неполадок в аппаратуре связи человек переместился лишь частично, разделившись на две части — разумеется, при этом погибнув. Известная цитата из фильма, описывающая это происшествие, звучит следующим образом: «То, что к нам прибыло, долго не прожило, к счастью.»

Однако в эпизоде Tuvix фильма Star Trek Voyager был описан случай успешного совмещения на молекулярном уровне двух персонажей — Ниликса и Тувока. Получившийся гибрид выбрал себе имя Тувикс. Фраза доктора: «Он удивительно здоров, учитывая сложившиеся обстоятельства» нарушает принятую аксиому о невозможности такого эффекта телепортации. Несмотря на всё это тут же встает вопрос о принципе такого совмещения, так как Ниликс и Тувок были представителями разных видов и они очевидно имели разный набор органов, не говоря уже о принципе функционирования общего мозга. Общеизвестно, что хранение памяти человеческий (и не только) мозг осуществляет путем связи нейронов в строго опеределенном порядке необходимым количеством нервных окончаний. Любой желающей легко представит еще десяток подобных аргументов в пользу невозможности данного процесса. Собственно сериал Star Trek Voyager располагает приличным набором серий выводящих его из жанра строгой научной фантастики. Тем не менее это обстоятельсто ничуть не умаляет остальных его заслуг на поприще продвижения данного жанра и, благодаря мастерству сценаристов и режисеров, а также бесчисленной армии поклонников, не может исключить его из числа наиболее логично обоснованных вымышленных футуристических вселенных.

В фильме «Муха» главный герой построил две камеры телепортации и провел эксперимент по перемещению на себе. Эксперимент прошел бы удачно, однако по недосмотру героя в камеру вместе с ним залетела муха, в результате после телепортации произошло смешение ДНК человека и ДНК мухи, сама же муха пропала бесследно, растворившись в человеке. После телепортации главный герой чувствовал себя как обычно, однако постепенно стал перерождаться в человека-муху из-за изменений в ДНК.

В трагикомедии Юрия Мамина 1993 года «Окно в Париж» герои находят в коммунальной квартире Санкт-Петербурга тайную дверь, через которую можно попасть на крышу дома в Париже, причём телепортация действует в определённые временные отрезки.

В фильме 1993 года «Стрелец неприкаянный» главный герой из 1993 года (Владимир Ильин) получает по наследству собранную на даче машину времени, одновременно, как оказалось в конце фильма, являющуюся телепортационной установкой. Когда дом в 1967 году окружили советские солдаты внутренних войск, а в 1993 — бандиты-"братки", он вместе с любимой женщиной телепортируется в Париж.

Фильм и сериал «Звездные врата» целиком построен на идее телепортации. Там используя артефакт, под названием "Звездные врата" люди могли мгновенно перемещаться на многие планеты. Кроме того в фильме представлены и другие методы телепортации, такие как "кольца" и "луч Азгарда" (появился только в сериале). Были и другие методы, представленные в промежуточных сериях.

Телепорт (фильм) 2008 года. Главный герой фильма Телепорт (Jumper) — Дэвид Райс, открывает в себе способность мгновенно перемещаться в любое место на нашей планете. Сделав такое открытие, он понимает, что работать ему ни к чему, учиться тоже — утром он грабит банки, днем отдыхает в Египте, вечером гуляет по Лондону. В общем, жизнь удалась. Но идиллию нарушает вторжение седого афроамериканца в исполнении Сэмюэла Джексона, который работает на тайный орден Инквизиторов, и цель этого ордена — убивать прыгунов, таких, как Дэвид. Многие персонажи сериала"зачарованные" обладают телепортацией,в том числе Пейдж Метьюз. 2006 год - телесериал "Герои". Телепортироваться может японец Хиро Накамура (Маси Ока). Наряду с этой способностью, может путешествовать во времени и управлять течением четвёртого измерения. До четвёртого тома способностью Хиро мог пользоваться, потом стал обыкновенным героем.

Телепортация в компьютерных и видеоиграх

Телепортация очень часто используется в компьютерных играх, во многом благодаря лёгкости программной реализации.

Одной из первых игр, где появилась объёмная телепортация, был DOOM, где даже была возможность убивать соперников по сетевой игре путём телепортации в занимаемую ими точку пространства (жертву при этом разрывает на части, происходит т. н. телефраг).

Иногда телепортация является главной темой в самом сюжете компьютерной игры, как это было в Doom, Half-Life и Горький-18. В этих играх учёные производили эксперименты по телепортации, и случайно обнаружили другое измерение, из которого в наш мир стали телепортироваться орды врагов (Doom, Half-Life) или происходили мутации, менявшие облик телепортирующихся организмов до неузнаваемости (Горький-18).

Через некоторое время вышла игра Unreal, демонстрирующая порталы, которые действительно совмещали пространство — две плоскости, расположенные в разных местах локации, объединялись в одну. В некоторых играх, например, Quake III: Arena совмещение пространства лишь имитируется, на деле представляя собой объёмную телепортацию в момент касания виртуального экрана.

В ролевых играх, основанных на магических игровых системах (AD&D, GURPS и проч.), например текстовых MUD, как правило, присутствуют различные заклинания телепортации. Например, gate (врата) — перемещает игрока в заданную точку. Обычно в качестве цели указывается другой игрок или какой-либо объект. При этом чаще всего для указания цели телепортации используются объекты, характерные для определенной местности, либо расположение которых хорошо известно. Распространенным способом навредить кому-либо является перемещение этих объектов-маяков со своих мест, например в локацию, где присутствуют агрессивные высокоуровневые монстры. Жертва этого — игрок, по привычке переместившийся по знакомому маяку, оказывается в непривычном месте и с высокой вероятностью гибнет.

Объёмная телепортация, как магический или технологический процесс, присутствует в большинстве игр самых разных жанров. Например, в ролевой игре: Morrowind с помощью заклинания или зелья можно телепортироваться к заранее выбранной точке. В Fable: The Lost Chapters можно телепортироваться из любого места в один из стационарных порталов, которые обычно установлены в городах. Возможность телепортации есть и в стратегиях: Героях меча и магии, Red Alert, WarCraft и многих других играх.

В космических симуляторах телепортация существует с самых истоков жанра — в игре Elite 1984 года уже была возможность совершать на космическом корабле прыжок между звездными системами, а при покупке особого устройства — между галактиками. Нередко в играх этого жанра для телепортации требуется прохождение корабля через особые врата в космическом пространстве. Например, в космических симуляторах серии X компании EgoSoft используются кольцевые врата телепортации, оставленные древней расой, которые позволяют космическим кораблям мгновенно перемещаться из одной звездной системы в другую.

Также существует игра Narbacular Drop, геймплей которой целиком строится на решении головоломок с помощью порталов. Игра была создана студентами технического колледжа и абсолютно бесплатна. Позже игра была продемонстрирована Valve. В VALVe игра произвела впечатление, и компания решила взять проект под своё крыло, адаптировав технологию для своего движка Source. Результат работы можно увидеть в игре Portal (продающейся в комплекте The Orange Box). Любопытно, что в этой игре не нарушается закон сохранения энергии — так, расположив порталы друг над другом, игрок может пролететь через них несколько раз, набирая при этом кинетическую энергию — которую может потом использовать для решения игровых задач.

© 2023 Ynikym.ru

top